Доля вакантных площадей в ТЦ Москвы выросла почти в 1,5 раза

Доля вакантных площадей в ТЦ Москвы выросла почти в 1,5 раза

Остановить прослушивание

Евгений /РИА «Новости»

Открытие почти половины торговых центров, запланированное в этом году, перенесено на следующий, сообщили аналитики Knight Frank. Третий квартал рынок завершил с увеличением доли вакантных площадей. Однако пандемия ускорила развитие наметившихся еще до нее трендов: растет востребованность районных торговых центров, а также ЖК и офисов с площадью под ритейл.

также отмечает переносы сроков открытия торговых центров. Однако, по ее мнению, в Москве данный тренд еще не так ярко выражен, как в регионах России, поскольку в столице многие запланированные к вводу торговые центры в 2020 году могут открыться до 1 января — это объясняется тем, что большинство строящихся проектов находится на финальной стадии реализации.

«Пандемия скорректировала наш прогноз по новому строительству в Москве от начала 2020 года на 20% — по итогам года мы ожидаем ввод 230 тыс. кв. м торговых площадей, тогда как по регионам России прогноз был понижен почти на 50% — с 320 до 170 тыс. кв. м.», — говорит эксперт «Газете.Ru».

Аналитики Knight Frank прогнозируют, что в условиях ограниченного спроса и сниженной покупательской способности набирать популярность как у девелоперов, так и у потребителей будет районный формат торговых центров, предлагающих потребителям все необходимое в пешеходной доступности.

По словам Евгении Сафоновой из Cushman & Wakefield, сейчас в структуре нового строительства Москвы значительную долю (42% от всех торговых площадей на стадии строительства) занимают районные торговые центры. Средний размер арендопригодной площади строящегося ТЦ составляет 21 тыс. кв. м, в то время как средний размер такой площади существующего ТЦ в Москве — 40 тыс. кв. м. Строительство локальных торговых объектов оптимально в периоды нестабильности рынка — такой формат имеет лояльную аудиторию, а небольшие площади быстро заполняются арендаторами, обращает внимание Сафонова.

Екатерина Сизанова отмечает, что торговые центры трансформируются естественным путем в силу изменений потребительского поведения, а пандемия лишь усилила уже существующее процессы, в том числе давление онлайн-торговли. Поэтому потребителям все более интересны форматы так называемых community malls или районных ТЦ, а также культурно-досуговых центров, где помимо традиционных торговых операторов представлены операторы развлечений, еды и напитков, и прочие, ориентированные на получение впечатлений. Эксперт CBRE добавляет, что развитие продолжат и многофункциональные комплексы с доминирующей долей в виде офисов и жилья, где арендопригодная площадь ритейла будет составлять до 20 тыс. кв. м.

Об этом же говорит и Евгения Сафонова: по ее мнению,

в ближайшее время мы увидим тренд на увеличение доли торговой составляющей в жилых комплексах. Сейчас девелоперы жилой недвижимости уделяют много внимания развитию сопутствующей инфраструктуры на первых этажах жилых домов и выделяют под это значительные площади.

Партнер Colliers International Анна Никандрова рассказывает «Газете.Ru», что сейчас почти все собственники и девелоперы концентрируются на том, как вернуть обратно покупателей, которые перешли в онлайн. Сложилась такая тенденция: некоторые категории ритейлеров, например, товары для дома и бытовая техника, в текущей ситуации находятся в более выигрышном положении, чем fashion-арендаторы. Некоторые девелоперы находятся в процессе разработки проектов по выводу самих ТЦ в онлайн-пространство как неких маркетплейсов, и насколько будет востребован такой формат у посетителей, можно будет оценить через какое-то время.

Источник