«В долгосрочной перспективе гибкие офисные решения могут стать частью новых гибридных стратегий арендаторов, которые сформируются вследствие опыта, полученного во время пандемии. Такие пространства будут востребованы крупными корпорациями за счет внедрения гибкой стратегии аренды офисных площадей и компаниями среднего и малого бизнеса, которые смогут получить качественный офис без долгосрочных обязательств стандартной аренды», — объясняет эксперт «Газете.Ru». Она добавляет, что данные решения не требуют капитальных затрат, что будет иметь значение для арендаторов в период восстановления для сокращения расходов, как и быстрый выход из договора аренды.
Управляющий партнер сети смарт-офисов SOK Ирек Аллаяров уверен, что через год мы рынок «не узнаем» и увидим «целое царство гибких офисов». В компании согласны с прогнозом PwC и ожидают освобождения 15-20% офисных площадей с традиционной арендой.
«Единственная причина, почему мы не наблюдаем этой тенденции прямо сейчас — это медленный выход из-за «длинных» сроков договоров. Хотя процесс идёт повсеместно. Это приведет к существенному снижению ставок аренды на рынке и к росту хороших предложений. Компании будут соглашаться только на гибкие условия, в короткие сроки, с количеством рабочих мест в два раза меньше, чем сотрудников компании. А это и есть гибкие офисы»,
— говорит Аллаяров. Он также предсказывает такую тенденцию, что собственники будут заключать договора с операторами гибких офисов на управление их объектами недвижимости, так как сами не обладают достаточными компетенциями.
Партнер и руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Наталья Никитина отмечает, что сегмент гибких офисов в последнее время растет более чем на 50% в год, и в текущих условиях это один из самых востребованных офисных форматов, который постепенно встраивается в экосистему рабочего пространства.
«Сегодня доля гибких офисов Москвы составляет всего около 1,2%. При условии ввода всех заявленных площадок в 2020 году доля гибких пространств достигнет 1,5%, и мы ожидаем увеличения спроса на flex-пространства и проекты под конкретного клиента (built-to-suit). Сегодня сотрудники хотят посещать офис не для того чтобы воспользоваться компьютером – это можно сделать и дома, – а, прежде всего, чтобы обсудить коллаборации, совместные проекты, встретиться с клиентом», — поясняет эксперт «Газете.Ru». При этом сама компания Cushman & Wakefield в сложившихся условиях также приняла решение отказаться от договора «классической» аренды в пользу flex-офиса, и переедет впервые за 13 лет.
Источник