В августе продажи автомобилей снова упали

В августе продажи автомобилей снова упали

Остановить прослушивание

Сергей Бобылев/ТАСС

Август закончился для российского авторынка снижением продаж на 0,5%. И хотя замедление незначительное, эксперты говорят, что это только начало большого падения, поскольку возникший отложенный спрос близок к насыщению. Ситуацию усугубляет стремительная девальвация рубля, которая следом за собой потянула рост цен.

.

«Август традиционно не самый активный месяц, однако дальнейшее ослабление рубля могло стимулировать продолжение роста. Как бы то ни было, снижение объема продаж в августе на 16,9% в годовом выражении все же лучше прогнозировавшегося АЕБ падения на 23,9%. На фоне мер государственной поддержки ситуация на российском автомобильном рынке и тенденции его развития до конца года станут яснее в сентябре», — считает Штэрцель.

Если говорить о нарастающем итоге, то практически у всех лидеров сейчас отрицательные результаты относительно прошлого года.

Из десятки сильнейших наиболее ощутимое падение продаж у Mitsubishi (16,5 тыс.шт.; -34%). Динамика у тройки лидеров (минус 18-20%) одинаковая, что наглядно иллюстрирует ситуацию: «АвтоВАЗ» (192,4 тыс.шт.; -18%), Kia (119 тыс.шт.; -20%) и Hyundai (95,6 тыс.шт.; -18%).

Среди сильных игроков единственное исключение — компания Skoda (55,5 тыс.шт.; +3%), которая показывает плюс даже в период стагнации рынка.

На фоне отрицательных показателей европейских брендов очень хорошие цифры демонстрируют китайские марки. Так, Haval прирос по итогу января-августа на 75% (до 10,2 тыс. машин), растут продажи у Geely (7,6 тыс.шт.; +37%), Chery (5 тыс.шт.; +34%) и Changan (3,8 тыс.шт.; +280%).

В аутсайдеры скатились бренды Infiniti (1 тыс.шт.; -58%), Jaguar (0,5 тыс.шт.;-50%) и Chevrolet (340 шт.; -98%).

Снижение интереса россиян к некоторым компаниям во многом обусловлено резко выросшими ценами на их продукцию. Наиболее ощутимый рост у нишевых марок, у которых небольшие объемы продаж в России, отметил генеральный директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. В первом полугодии среднерыночные цены уже выросли почти на 9% по сравнению с прошлым годом.

В сентябре большинство автопроизводителей подняли цены от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в зависимости от бренда и модели.

«Наибольший рост (+14%) отмечался в премиальных брендах стоимостью от 4,5 до 6 млн руб. В бюджетном сегменте они выросли меньше — на 7%. В массовом сегменте рост цен не такой заметный — +4,2%», — рассказал «Газете.Ru» Денис Петрунин.

Ситуация на рынке новых автомобилей автоматически повторилась на вторичном. По оценке «АвтоСпецЦентра», цены на автомобили с пробегом поднялись на 7% в случае доступных моделей и на 5% — на автомобили премиум-класса.

Наиболее заметный тренд авторынка сегодня — это временный дефицит автомобилей, и он, конечно, оказывает влияние на продажи, объясняет председатель правления автомобильной группы «Авилон» Андрей Павлович. По его словам, дефицит образовался из-за того, что производители во многих странах были вынуждены снизить объемы производства и поставок вследствие карантина.

«Мы продолжаем фиксировать нехватку по некоторым моделям во всех сегментах, и пока сложно прогнозировать, как долго она будет сохраняться. Что касается динамики авторынка в августе, то сокращение продаж на 0,5% незначительное, и это было ожидаемо:

отложенный спрос начинает постепенно себя исчерпывать, запасы автомобилей сокращаются, присутствует дефицит.

Кроме того, август и до пандемии обычно не демонстрировал взрывные продажи, в том числе из-за сезона отпусков», — пояснил в беседе с «Газетой.Ru» Павлович.

Дефицит в доступности автомобилей приведет к сокращению продаж в сентябре, согласился Петрунин. Фактически сейчас рынок спасает только господдержка автомобильной промышленности, добавил независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«К примеру, производство грузовиков и автобусов сейчас загружено госзаказом так, что они даже сторонние заказы не принимают, потому что стремятся освоить все лимиты. Как только деньги закончатся, нас ждет большой провал. К ноябрю деньги должны начать заканчиваться — и рынок начнет падать», — ожидает Бургазлиев.

Ситуация осложняется тем, что мировые банки наращивают активы в евро, происходит перераспределение валютных резервов, евро стал расти быстрее доллара, влияние курса евро на формирование стоимости автомобилей растет, указывает Петрунин из «АвтоСпецЦентра». Это может привести к глобальному изменению макроэкономической модели автобизнеса, заметному росту цен на европейские марки и снижению конкурентоспособности еврозависимых автопроизводителей.

«С учетом всего этого мы прогнозируем сокращение рынка на 20-25% по итогам 2020 года», — поделился ожиданиями Петрунин.

Что касается цен на новые автомобили, то до конца года они подрастут еще на 1-3%, таким образом общее подорожание в легковом сегменте за 2020 год составит 10-12%, считает Бургазлиев.

Источник