30% предпринимателей задумывались о закрытии бизнеса в этом году

30% предпринимателей задумывались о закрытии бизнеса в этом году

Остановить прослушивание

Depositphotos

15% российских предпринимателей, занимающихся микро или малым бизнесом, признались в том, что закрыли свое основное дело в этом году. Почти в половине случаев бизнесмены винят в этом пандемию. При этом динамику закрытия предприятий оценивают как оптимистичную — эксперты отмечают эффективность поддержки государства и говорят, что без нее было бы хуже.

(сети «Перекресток», «Пятерочка») и «Детский мир», которые по итогам первого полугодия получили очень хорошие финансовые результаты и намерены в дальнейшем развивать онлайн-продажи.

В качестве третьего вывода эксперт называет умение оперативно реагировать на изменения и быть готовым к нетрадиционным решениям. В первую очередь, речь идет о переводе персонала на дистанционный режим работы: многие финансовые организации, переведя своих сотрудников на «удаленку» весной, максимально сохранили этот режим для многих сотрудников, что выгодно с точки зрения экономии затрат, к примеру, на аренде офисов.

Руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган отмечает, что все еще весной говорили о неизбежности возврата заболеваемости осенью, и те, кто успел пересмотреть модели взаимодействия со своими клиентами, сейчас находятся в выигрышном положении:

«У бизнеса была возможность для того, чтобы подойти с большей подготовкой ко второй волне, которая сейчас на наших глазах начинает разворачиваться. Те предприниматели, которые понимали, как ситуация будет развиваться, могли перестроить свой бизнес, пойти на оптимизацию штата, перейти на более эффективные материалы (если речь о производстве), более выгодные условия сотрудничества с контрагентами и прочее», — указывает собеседник «Газеты.Ru».

При этом он обращает внимание на то, что доля собиравшихся закрыть свои предприятия может отражать ситуацию, которая возникла еще до утверждения правительством мер по поддержке бизнеса.

Руководитель клуба предпринимателей «Впотоке74» Кирилл Липай уверен, что без поддержки динамика закрытия бизнесов могла бы быть хуже. Самыми актуальными мерами оказались мораторий на уплаты налогов и льготные кредиты на выплату заработных плат в размере МРОТ, считает Павел Сигал. Эти меры позволили снизить нагрузку на предприятия во время пикового падения оборотов, а также сохранить рабочие места. Михаил Коган добавляет, что сказался и эффект от поддержки населения — более щедрые выплаты пособий по безработице, выплаты на каждого ребенка — все это поддержало потребительский спрос, и, как потом показала статистика ЦБ, спад экономики оказался менее глубоким, чем ожидалось.

«Меры поддержки в виде денег очень помогли, кто-то наполнил фонды, но не все. Многим сейчас тяжело, они продолжают сокращать бизнес. Один мой знакомый продал бизнес за 20% от стоимости до кризиса — это были комнаты с квестами. Сейчас он сосредоточился на производстве медицинских халатов — считает, что ситуация надолго, поэтому перевел все свои средства в новое направление», — рассказывает «Газете.Ru» Кирилл Липай.

Руководитель бизнес-клуба, куда входят 70 предпринимателей, отмечает, что самой большой проблемой для бизнеса стала неготовность работать онлайн, отсутствие навыков управления удаленными командами. Также возникли трудности с изменением потребительского поведения, многие перешли на доставку и консультирование в онлайн, кто-то ради стабильности начал работать с государством.

«Сейчас многие стараются исключить варианты усиления пандемии и локдауна в стратегии. На вопрос, что будешь делать, отвечают: «Не знаю». Многие признаются, что собираются продолжать работать, даже если будет рекомендовано закрыться.

Большинству осенний подъем позволил закрыть долги с весны, дальше может быть много банкротств. Появилось даже такое выражение: «Не получится — подам на банкротство»», — говорит предприниматель.

Павел Сигал считает, что взяв на вооружение опыт локдауна, многие предприниматели все же без страха готовятся ко второй волне ограничений, тем более, что многое для этого готово – есть базы клиентов, которые хотят работать онлайн, есть переведенные на дистанционный режим работы сотрудники, проработан формат такой деятельности.

«Конечно, нельзя сказать, что пандемия привела только к положительным урокам — самое серьезное последствие локдауна заключается в снижении оборотов, прибыли, выручки, и главное –—в сжатии потребительского спроса. Но, тем не менее, самые стойкие предприниматели и компании намерены работать, несмотря ни на что, и активно развиваться», — резюмирует эксперт.

Источник