53% ищущих работу в России никогда не обращались в службы занятости

53% ищущих работу в России никогда не обращались в службы занятости

Остановить прослушивание

Максим Богодвид/РИА «Новости»

Аналитики hh.ru выяснили, что более половины соискателей работы в России ни разу не регистрировались в службе занятости. При этом примерно столько же из неработающих соискателей остались без работы именно в период пандемии. Из обратившихся за пособием по безработице трудоустроиться смогли лишь 6% участников опроса. Однако эксперты считают, что в реальности этот показатель отличается.

. Кроме того, бытует мнение, что службы занятости не располагают вакансиями хорошо оплачиваемых рабочих мест, что, конечно, снижает их привлекательность в глазах безработных, указывает собеседник «Газеты.Ru».

По мнению Александра Курячего, директора Центра прикладных исследований и разработок ВШЭ Санкт-Петербург, такой низкий процент трудоустроившихся благодаря службам занятости в исследовании hh.ru отличается от реального. Дело в том, что рекрутинговые сервисы и службы занятости охватывают разные сегменты безработных.

«В службы занятости обращаются те, у кого действительно исчерпаны уже все возможности по поиску работы; люди, которые выпали из современного рынка труда. Службы сейчас работают на максимум, но они прежде всего ориентированы на рабочие специальности и работают в основном со взрослым и низкоквалифицированным сегментом, для которого потеря работы гораздо более критична, чем, к примеру, для молодежи, которой при случае еще могут помочь родители», — поясняет эксперт.

Он также добавляет, что некоторые обращаются в службы, поскольку видят в этом определенную выгоду, а не потому что отчаялись искать работу, и часть из них на самом деле подрабатывает.

Из тех, кто вставал хотя бы раз на учет в качестве безработного, 6% регистрировались в службах, будучи трудоустроенными неофициально, признались респонденты исследования hh.ru. Выше всего доля таких респондентов среди соискателей в научно-образовательной (16%) и юридической (15%) сферах.

О том, что службы занятости ориентированы на определенный сегмент, говорит и Александр Щербаков. По его словам, в большей мере обращение в службы занятости наиболее эффективно для низкоквалифицированных или неквалифицированных соискателей работы, с малым рабочим стажем или вовсе без него. Это обусловлено тем, что в банке их вакансий действительно зачастую преобладают невысокооплачиваемые рабочие места, объясняет эксперт.

«Долгое время служба занятости стереотипно ассоциируется с низкооплачиваемой подсобной работой – дворники, работники ЖКУ, разнорабочие. К сожалению, пока что этот шаблон действительно присутствует, но, если повнимательнее просмотреть список опубликованных вакансий, то можно найти и интересные предложения для разработчиков, менеджеров, аналитиков и так далее», — отмечает Алексей Кричевский, говоря о том, что постепенно такая практика перестает быть локально полезной для людей без образования и каких-либо навыков работы с техникой, и становится реальной платформой для трудоустройства и квалифицированных специалистов.

Безусловно, в ближайшее время ей не выйти на уровень лидеров этого рынка, но определенные позитивные изменения здесь присутствуют, добавляет собеседник «Газеты.Ru». Несмотря на всплеск регистраций в службах в пандемию, Алексей Кричевский уверен, что в основном такая динамика обусловлена тем, что населению банально не хватало средств для выживания, и пособия пришлись как раз кстати.

По оценкам эксперта, реальный уровень безработицы – это 10-12%, против 6,1%, как заявляет Росстат (при том, что эти цифры включают в себя и тех, кто не состоит в службах занятости).

«Показатели Росстата не упадут до 5,5% как минимум до конца первого квартала следующего года, равно как и реальное количество безработных граждан не снизится до 9% экономически активного населения», — считает Кричевский.

Источник